Ребенок в транзактном анализе

Ребенок – эго-состояние, или Я-состояние, для которого характерен такой набор чувств, мыслей, реакций, слов и действий, которые были присущи человеку в его детстве. Сюда можно отнести все наши эмоции, чувства, креативность, спонтанность, восторг, которые легко проявляют дети. Пожалуй, это самая ценная часть личности, благодаря которой мы радуемся, творим, проявляем себя, свою сексуальность. Детское поведение, например, раскачивание на стуле, кривляние, похлопывание ногами, запрещено социумом для взрослых. На часто оно проявляется в случае сильной радости или большого стресса. Конечно же, это состояние характерно для всех детей.

Когда Ребенок пишется с большой буквы, имеется ввиду состояние личности, с маленькой буквы ребенок имеет свое общепринятое значение. Если говорить о Ребенке, то это всегда интенсивное выражение эмоций. В зависимости от того, как они выражаются: свободно или сдержанно, различают два типа эго-состояния Ребенок: Свободный и Адаптивный.

Свободный Ребенок

Если я нахожусь в состоянии Свободного Ребенка, я могу с легкостью познавать мир, расширять его границы, пробовать свои силы и возможности, что-то придумывать, искренне радоваться, восхищаться, творить, баловаться, восторгаться, проявлять свою сексуальность. Могу смело проявлять свои эмоции и оставаться собой в любой ситуации. В таком состоянии я могу знакомиться, общаться, быть собой, а не бояться о том, что же обо мне подумают другие.

Это та спонтанность, естественность, самовыражение детей, их неудержимое желание поиска приключений, риска, проявления себя. Это когда ребенок еще не знает социальных предписаний и не следует им, а основывается на своей интуиции и полученном опыте.

В процессе воспитания родители могут накладывать много запретов на поведение, эмоции, чувства ребенка, подстраивая их под социальные рамки и семейные правила, например, «Мальчики не плачут», «Громко кричать нельзя», «Девочка должна быть сильной» и так далее. Так формируется следующее эго-состояние.

Адаптивный Ребенок

Такой ребенок учится выполнять требования, предписания и правила, даже если они не совпадают с его желаниями и потребностями. Он адаптируется под необходимые условия ради выживания, даже если приходится отказываться от своей интуиции и спонтанности. Иногда (или чаще всего) приходится сдерживать свои эмоции и выражать только те, которые можно. Для этого эго-состояния характерны комплексы, сомнения, скромность, навязчивые убеждения, с которыми потом приходится жить и в зрелом возрасте (но жить с ними не обязательно).  

Структурная схема эго-состояния Ребенок

На фото изображена модель личности со всеми ее Я-состояниями (эго-состояниями). АР - Адаптивный Ребенок, СР - Свбодный Ребенок.

Хотите получать новые статьи?
email
Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. © Эрик Берн
FAQ Теория